Запчасти для гаража Лукашенко
Тормозные диски и колодки, подшипники и амортизаторы, воздушные и масляные фильтры. Государственное предприятие «Белтрансспецавто» регулярно закупает запчасти для своего автопарка. В тройке основных поставщиков – беларусская компания «Еврозапчасть», которая входит в группу «Армтек».
«Белтрансспецавто» обслуживает иностранные делегации и топовых чиновников, а подчиняется Управделами Александра Лукашенко. Транспортную фирму еще называют гаражом беларусского политика. В этом гараже числились такие представительские автомобили, как BMW 750, Audi A8, Lexus LS430, Lincoln Town Car и многие другие. Есть среди них и старенький Mercedes-Benz S600, на котором ездил лично Лукашенко.
С 2022 года «Еврозапчасть» выиграла около 250 аукционов на поставку запчастей для «Белтрансспецавто». Детали для гаража Лукашенко закупали преимущественно из одного источника, что считается более простой и менее конкурентной процедурой выбора победителя. Из госбюджета потрачено почти 100 тысяч рублей. Еще «Еврозапчасть» обслуживала гараж оперативного назначения КГБ и другие силовые структуры после жестокого подавления протестов в Беларуси.
Семейный бизнес
Группу компаний «Армтек» создали братья Вадим и Олег Гринкевичи. Они входят в топ-20 успешных бизнесменов Беларуси. Начав в середине 90-х, со временем они выбились в лидеры не только в нашей стране, но и получили признание на более крупном рынке России, в Казахстане и других странах. «Армтек» позиционирует себя как крупнейший дистрибьютор автозапчастей в Восточной Европе. Имея сотни магазинов, группа компаний предлагает более 500 тысяч деталей со склада и 60 млн деталей под заказ для легковых и грузовых автомобилей европейских, американских, японских, корейских и российских марок. Обороты – около миллиарда долларов в год.
Сегодня «Армтек» представляет собой разветвленную сеть из десятка компаний не только в России, Беларуси и Казахстане, но и в Германии, Ирландии, Гонконге, ОАЭ и других странах. Группа компаний не производит запчасти, а импортирует их из-за рубежа. Важное место в этом бизнесе занимает немецкая компания ATH&S GmbH, на нее до недавнего времени были завязаны торговые потоки «Армтека».
У ATH&S GmbH нет ни сайта, ни страничек в социальных сетях, зато она регулярно публикует корпоративные отчеты в немецком реестре. Из них нам стали известны интересные детали бизнеса семьи Гринкевичей.
Головной офис ATH&S GmbH находится в немецком городе Билефельд, а склад генеральных грузов площадью в 10 тысяч квадратных метров – под Варшавой. Согласно отчету за 2022 год, немецкая компания размещала заказы на производство запчастей на других предприятиях в 12 странах – в основном в Китае, Турции, ЕС. Затем продавала уже готовые детали в Восточной Европе через дистрибьюторскую сеть. По сути, ATH&S GmbH играла роль посредника, известного на рынке прежде всего под брендом Stellox.
Единственной владелицей немецкой компании является загадочная женщина по имени Мария Тейлор. Она получила степень бакалавра философии и экономики в Лондонской школе экономики, затем работала в крупной аудиторской и консалтинговой корпорации PricewaterhouseCoopers и международной инвестиционной компании Liongate Capital Management. Сейчас – в группе компаний «Армтек». Мария Тейлор – не просто наемный работник или держатель активов. Как выяснило «Бюро», она еще и дочь Олега Гринкевича, адресом места жительства которой указан Дублин.
Основные страны сбыта для ATH&S GmbH – Россия, Беларусь, Казахстан. Причем Россия является наиболее привлекательным направлением, где общий объем рынка запчастей для сервисного обслуживания иномарок в прошлом году оценивался в 21 миллиард долларов.
На российском рынке ATH&S GmbH плотно работала с фирмой «А.П.Р.». Это ключевой актив семьи Гринкевичей в России. Компания имеет 85 обособленных подразделений по всей стране, ее штат превышает 5 тысяч человек.
Таможенные данные показали, что в 2020 и 2021 годах примерно треть всех объемов импортных запчастей «А.П.Р.» закупала именно у немецкой компании ATH&S GmbH напрямую или по ее поручению. В деньгах это более 100 миллионов долларов за два года. Бизнес набирал обороты, но ситуация резко поменялась в 2022 году, когда Россия напала на Украину.
Казахстанский брат
После начала войны западные автомобильные бренды ушли с российского рынка. Евросоюз запретил продавать в Россию люксовые машины и запчасти к ним, чтобы лишить российскую элиту «возможности наслаждаться роскошным образом жизни, в то время как бомбы падают на невинных людей в Украине».
Санкции стали угрозой для «Армтека», потому что Россия – основной рынок сбыта для холдинга. Его потеря нанесла бы серьезный ущерб для бизнеса, обороты которого до войны составляли сотни миллионов долларов в год. Но расчетливые бизнесмены нашли выход. В условиях санкций они организовали поставки запчастей через третьи страны, на которые не распространяются экономические ограничения. И заработали на этом еще больше, чем до войны.
В 2022 году немецкая и российская фирмы практически перестали работать напрямую. ATH&S GmbH резко поменяла своего ключевого покупателя, а «А.П.Р.» – ключевого поставщика. Удивительно, но им оказалась одна и та же компания из Казахстана. Единственное, что не изменилось, – это название бренда. Запчасти под торговой маркой Stellox продолжили ехать в Россию, но окольными путями.
В отличие от России и Беларуси Казахстан не находится под западными секторальными санкциями. Компании из этой центральноазиатской юрисдикции часто используют как ширму для доставки грузов в обход европейских ограничений. Торговые данные показали, что именно так произошло с бизнесом Гринкевичей.
В последнем отчете немецкая компания ATH&S назвала своего основного клиента – «ЗапчастьТрейд». И именно эта казахская компания стала основным поставщиком запчастей для «А.П.Р.». Согласно таможенным данным, в 2022 году она продала российской фирме товаров почти на 20 миллионов долларов, в 2023 году объемы выросли до 60 миллионов долларов.
«ЗапчастьТрейд» – это еще одна компания братьев Гринкевичей. Созданная в 2017 году для выхода на казахский рынок, она сыграла особую роль – на фоне западных санкций обороты «А.П.Р.» приблизились к миллиарду долларов.
Через третьи страны
Российский дистрибьютор закупает запчасти не только через Казахстан. Анализ таможенных данных показал, что в цепочке поставок участвуют фирмы из Турции, Китая, ОАЭ и других стран. Эти юрисдикции также используются для обхода санкций. Так, в прошлом году «А.П.Р.» ввезла в Россию тысячи находящихся под санкциями автозапчастей, среди которых тормоза, подвеска, радиаторы, амортизаторы, сцепления, стартеры, генераторы, бамперы, глушители, коробки передач, свечи зажигания, зеркала, стабилизаторы и другие детали.
Страной происхождения этих запчастей в таможенных декларациях указаны преимущественно Турция и Китай, но есть и Италия, Испания, Польша. Зато производитель прописан только один – немецкая фирма ATH&S GmbH. Объем поставок только по одному этому изготовителю за прошлый год превысил 76 миллионов долларов. Но кроме него «А.П.Р.» завозила в Россию запчасти и других известных немецких брендов, сделанные как в Европе, так и за ее пределами. Общий объем импорта за прошлый год превысил 270 миллионов долларов.
Чувствительный товар
Мы обратили внимание на одну особую категорию товаров, которые «А.П.Р.» импортирует в Россию. Речь идет о подшипниках, которые считаются товаром двойного назначения. Западные страны внесли их в особый санкционный список, потому что они могут использоваться в российской военной технике на поле боя в Украине.
«ЕС и его международные партнеры ответили на агрессивную войну России против Украины масштабными и всеобъемлющими ограничительными мерами. Секторальные санкции направлены на сокращение способности [России] вести войну [в Украине], лишить ее критически важных технологий и значительно ослабить промышленную базу», – сказано в пояснении Еврокомиссии.
Согласно таможенным данным, в прошлом году «А.П.Р.» ввезла в Россию более 17 тысяч подшипников европейского происхождения в обход санкций. Сумма поставок – свыше 340 тысяч долларов.
В ЕС пытаются предотвратить обход санкций через третьи страны. В декабре прошлого года брюссельские чиновники обязали европейские компании включать во все экспортные контракты специальные нормы, которые предусматривают ответственность за реэкспорт товаров двойного назначения в Россию.
Старший экономист Киевской школы экономики, участник международной рабочей группы по санкциям против России Беньямин Хильгеншток видит основную проблему в том, что санкции ЕС не имеют экстерриториального действия, как американские. По словам эксперта, любые товары с американскими комплектующими (производственное оборудование, интеллектуальная собственность, компоненты и т. д.) подпадают под американский экспортный контроль, независимо от того, где и кем они произведены.
В Брюсселе работают в этом направлении. В июне этого года ЕС запретил передачу прав интеллектуальной собственности на чувствительные товары, чтобы предотвратить их неконтролируемое производство в третьих странах. Кроме того, европейские компании обязаны прилагать все усилия к тому, чтобы их дочерние компании в третьих странах не нарушали санкции и должным образом проверяли своих клиентов.
В этом году «А.П.Р.» продолжила закупать подшипники через третьи страны. Из таможенных данных мы увидели, что поставки идут преимущественно по поручению эмиратской компании Texco FZE. Именно она теперь отвечает за продвижения бренда Stellox вместо немецкой компании ATH&S GmbH.
Texco FZE появилась вскоре после войны – в мае 2022 года. Генеральный и исполнительный директора эмиратской фирмы работают или раньше работали на «Армтек».
«Чтобы обходить санкции, была создана эмиратская компания. Ключевые руководители, которые управляют поставками, работают сейчас в ОАЭ, обеспечивая работу с поставщиками и с поставками в Беларуси и России. И это касается как Stellox, так и остальных брендов», – рассказал бывший работник «Армтека», который осведомлен о текущей деятельности дистрибьютора запчастей.
Объединенные Арабские Эмираты стали надежным пристанищем для «Армтека» после введения санкций.
Тихая гавань
Гламурный Дубай – излюбленное место отдыха Вадима Гринкевича. Новый, 2024-й, год бизнесмен встретил именно в этом городе вместе со своими дочерьми. Около десяти лет назад бизнесмен купил себе три роскошные квартиры в Дубае почти за 2 миллиона долларов и зарабатывает на сдаче их в аренду. Это не единственный бизнес Гринкевича в Арабских Эмиратах.
В дубайском реестре он указан менеджером эмиратской фирмы Pantek FZCO. У нее есть «дочка» в Ирландии под похожим названием Pantek Automotive Limited. В отчете за 2021 год ирландская фирма позиционировала себя как штаб-квартира группы «Армтек». Сейчас, похоже, центральный офис группы компаний переместился в ОАЭ.
Эта ближневосточная страна притягивает богачей со всего мира, поскольку имеет репутацию налоговой гавани с высокой финансовой секретностью. Компании в ОАЭ не раскрывают своих бенефициаров и финансовые показатели. Местные власти не задают лишних вопросов о происхождении денег и редко выполняют запросы об экстрадиции. Вадим Гринкевич имел опыт уголовного преследования со стороны беларусских властей. В этом плане ОАЭ – безопасное место для хранения своих активов в случае непредвиденных ситуаций.
В 2013 году Вадима Гринкевича задержали за уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере. Следствие выяснило, что по указанию бизнесмена на подконтрольных фирмах составляли липовые договоры, чтобы занижать налоговую базу. Ущерб от недоплаченного налога на прибыль оценили более чем в 200 тысяч долларов. По данным нашего источника, бизнесмен провел в заключении несколько месяцев и заплатил крупную сумму, чтобы выйти на свободу.
Кроме того ОАЭ привлекает бизнесменов из таких стран, как Россия и Беларусь, слабым контролем за выполнением западных санкций.
«В качестве посредника в торговле товарами, за которыми осуществляется экспортный контроль, вам понадобится политически стабильное, формально нейтральное по отношению к российской агрессии место, где есть финансовые институты, способные проводить операции, связанные с этими сделками, потенциально удобно расположенное географически и имеющее репутацию страны, защищающей такие операции от прозрачности. Неудивительно, что конечными продавцами товаров военного назначения для России являются в основном материковый Китай, Гонконг, ОАЭ и Турция», – отметил старший экономист Киевской школы экономики, участник международной рабочей группы по санкциям против России Беньямин Хильгеншток.
Пока Вадим Гринкевич постит в своих социальных сетях видео с концертов Юрия Шевчука и Андрея Макаревича, которые известны своей непримиримой позицией против войны в Украине, основанная им группа компаний «Армтек» продолжает набирать обороты на российском рынке. Из эмиратской гавани делать это сейчас наиболее безопасно.
«Они прекрасно чувствуют себя на таком огромном рынке [России], куда из-за коррупции и непрозрачности не приходили игроки из других стран. В их интересах сохранять такое положение вещей. На это нужно обращать внимание, ведь они спонсируют войну в Украине. Им не должно это легко даваться. Отвечать придется, это не про бизнес вне политики», – поделился своим видением бывший работник «Армтека».
Вадим Гринкевич не ответил на наши звонки. Олег Гринкевич сказал, что «Армтек» не сотрудничает с бюджетными организациями ни в одной стране. По его словам, такое правило прописано в политике компании еще с 90-х годов, чтобы избежать коррупции. Но информация о контрактах «Армтека» с беларусскими госорганами размещена на электронной торговой площадке Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен.
Бизнесмен также заверил, что «Армтек» не нарушает международные санкции.
Этот материал подготовлен при поддержке OCCRP ID и на основе данных, предоставленных «КиберПартизанами». В подготовке материала также принимали участие литовский расследовательский центр Siena и «Власть»